Как провалился блицкриг России в Украине

«Важные истории» подводят промежуточные итоги кампании

Дата
30 мар. 2022
Автор
Редакция
Как провалился блицкриг России в Украине
Фото: Scanpix / LETA

После российско-украинских переговоров в Стамбуле российские военные пообещали «кардинально, в разы сократить военную активность на киевском и черниговском направлениях». Это вселяет надежду на мир. Между тем всего месяц с небольшим назад мало кто верил, что Украина в случае войны сможет выстоять против России. Все эти дни историк, научный сотрудник исследовательского центра по изучению Восточной Европы при Бременском университете Николай Митрохин вел хронику событий. «Важные истории» попросили его подвести промежуточные итоги кампании.

Кто к чему готовился

Россия хотела провести операцию в духе американской «Бури в пустыне» — против заведомо более слабого, хотя и вооруженного до зубов устаревшим оружием и сравнительно многочисленного противника. Мощный удар ракетами и авиацией должен был обездвижить командные центры Украины. Быстрое и глубокое проникновение колонн бронетанковых подразделений и мобильных отрядов специального назначения должно было блокировать крупные группировки украинской армии. Одной из целей было создать убедительную угрозу для Киева, чтобы военные и гражданские власти покинули столицу. Это парализовало бы руководство на несколько дней, за которые российские войска получили бы контроль над большей частью страны. Для этого была задумана высадка десанта на огромном аэродроме Гостомель к западу от Киева. Десант должна была поддержать мощная группировка российских войск, вошедшая на территорию Украины из Беларуси и прошедшая через густые лесные районы Полесья и Чернобыльской зоны.

Подпишитесь на рассылку «Важных историй»
Рассылку трудно заблокировать, а читать пока не запрещено

Украина ждала удара прежде всего по юго-восточным областям: от Харькова на запад и из Крыма на восток. Она была готова и к отвлекающему удару по Киеву со стороны Чернигова, однако, похоже, никто не ожидал, что армия России возьмется за столицу всерьез — станет штурмовать километры плотной городской застройки левобережной части города, с ее многочисленными озерами, прудами и протоками: дороги вплоть до самой столицы не были заблокированы, и российская армия довольно быстро дошла до пригородов Киева.  

Ход боевых действий

Первый удар российская армия нанесла ракетами по украинским штабам, системе ПВО, аэродромам и основным складам боеприпасов. Судя по российским отчетам, за первую неделю войны было уничтожено два украинских штаба военных округов — северного и южного, были подорваны ракетами основные оружейные склады, сожжено большое количество авиационной техники. Солдат десятками (например, вот и вот) убивали спящими в казармах даже через недели после начала войны. Почему все это не было рассредоточено, неизвестно.

Карта: Wikimedia commons

Вместе с тем российской армии не удалось уничтожить полностью ни систему украинской ПВО, ни её авиацию, ни систему командования. Понеся большие потери, Украина, тем не менее, сохранила военную инфраструктуру и управляемость армии. Значительная часть боеприпасов была вывезена со складов в войска и использована по назначению.

Наземный удар российской армии пришелся на два десятка направлений — по всей границе. Примерно 200-тысячная группировка армии и флота России, подразделений Росгвардии и корпусов «народной милиции», а также привлеченные силы российских частных военных компаний оказалась размазаны на три тысячи километров. Этому есть и разумное объяснение: пропускная способность украинских дорог не позволяла провести по ним единовременно большое количество войск. А съехать с дороги было опасно: украинские черноземы весной — это совсем не лучшая почва для перемещения тяжелой техники. Фото и видео российских танков и бронетранспортеров, утонувших в грязи, пошли на вторую неделю войны, когда боевые действия заставили их съехать с асфальтированных дорог.

Легкий путь по асфальту в составе протяженных колонн оказался роковым для российской армии. Украинские военные подождали, пока она втянется в страну на 30-50 километров, пропустили передовые танковые подразделения и ударили по менее защищенной технике — прежде всего по бронетранспортерам и грузовым автомобилям с пехотой. Беспилотные самолеты «Байрактар» вычленяли в колоннах машины с системами ПВО, тактическими ракетами и передвижные командные пункты. После их уничтожения по колоннам били украинские самолеты и вертолеты, а также артиллерийские батареи. 

Лучше всего засадная тактика показала себя на северо-восточном направлении — в Черниговской, Сумской и Харьковской областях, большая часть которых покрыта лесными массивами. Российские войска занимали приграничные районы, потом колоннами, по основным трассам, обходя крупные города, пытались быстро проникнуть в глубь страны. Однако эти колонны горели от огня из украинских засад. В результате россияне были вынуждены переходить к осаде городов, находящихся на ключевых транспортных развязках. При этом ни один из городов так и не был взят. А сражение за Харьков показало, что российская армия в этой войне в принципе не может сконцентрировать значительные силы для боев в плотной застройке города-миллионника.

В Украине теперь ходит жестокая шутка, что российская армия не сильная, а просто очень длинная. Российские колонны в Киевской области, 27 февраля 2022 года
В Украине теперь ходит жестокая шутка, что российская армия не сильная, а просто очень длинная. Российские колонны в Киевской области, 27 февраля 2022 года
Фото: Scanpix / LETA

Со второй недели войны, когда ВСУ получили от западных партнеров значительное количество старых переносных зенитно-ракетных комплексов — советских «Игл» и американских «Стингеров», стало очевидно успешное их применение против российских самолетов и вертолетов. Что привело к подтвержденным падениям до десятка единиц российской авиатехники в день. В результате к концу второй недели боев российская авиация полностью исключила полеты внутрь территории, контролируемой украинскими войсками, то есть над большей частью Украины.

На юге страны ВСУ пришлось принять бой в степи или обороняться в застройке. Сражения в степи в условиях господства российской авиации были проиграны. Куда более удачно для ВСУ бои проходили в пригородах Херсона: российская армия взяла город, но понесла очень серьезные потери в бронетехнике — а потом в пригородах Николаева, где ее продвижение на запад, к Одессе, было остановлено. Когда российская авиация потеряла свое превосходство в воздухе, российские колонны были разгромлены. Тем самым был предотвращен прорыв в центр страны, в результате которого весь юг, включая Одесскую и Запорожскую области, мог быть отрезан от остальной Украины. 

На юге же, но по другую сторону Днепра находится зона наибольших достижений российской армии. Выйдя из Крыма, российская группировка захватила без боев Мелитополь и Бердянск, с боем — Энергодар, где находится крупнейшая в Европе Запорожская АЭС. Однако наступление уперлось в Мариуполь, который до сих пор не сдается.

На донецком направлении россиян ждала самая мощная и подготовленная часть украинской армии, эта группировка уже восемь лет находится на занятых рубежах. Это обеспечило возможность удержания продолжительной линии фронта в течение первой недели боев и медленного отступления впоследствии. К четвертой неделе атакующие заняли восточную и отчасти центральную часть Луганской области, юг Донецкой — кроме сражающегося Мариуполя — и оттесняют украинские войска от Донецка в темпе одно село (два-три километра) в день на центральном направлении.

Потерянные шансы

Неудачными для обеих армий стали бои северо-западнее Киева. В Гостомеле вертолетный десант ВДВ России без больших потерь захватил аэродром и вышел на улицы города. Однако вскоре его достижения были нивелированы украинской артиллерией, уничтожившей взлетно-посадочную полосу аэродрома, куда должны были сесть самолеты с основными силами. Затем в дело вступили регулярные части украинской армии и силы территориальной обороны, которые практически полностью уничтожили незваных гостей, заставив остатки десанта отступить в леса севернее аэродрома. Там россияне дождались подкреплений и после нескольких попыток снова захватили аэродром, но к тому времени Гостомель и соседние с ним спальные пригороды Буча и Ирпень превратились в единую зону боевых действий, где передовые войска российской армии подвергались систематическому уничтожению артиллерийским огнем и фланговым ударам украинских отрядов спецназа и территориальной обороны. В результате целые улицы той же Бучи были забиты сожженной российской техникой.

В Буче, под Киевом, целые улицы забиты сожженной российской техникой. 4 марта 2022 года
В Буче, под Киевом, целые улицы забиты сожженной российской техникой. 4 марта 2022 года
Фото: Scanpix / LETA

Всё это время от Гостомеля почти до белорусской границы на протяжении порядка 70 километров стояли российские колонны со вторым и третьим эшелоном вторжения. Другие колонны стояли восточнее, вдоль правого берега Днепра. Они успешно и быстро за два дня прорвались через Чернобыльскую зону, захватив по дороге атомную станцию, однако встали перед взорванными украинцами мостами севернее Киева.

В первые две недели северо-западная группировка представляла собой идеальную цель для фланговых атак или для уничтожения с воздуха. Тем более что российские колонны быстро сожгли топливо в попытках согреться в промороженных бронетранспортерах и автомобилях и не имели его стабильных поставок. Однако ВСУ не нашли сил, чтобы отрезать эти группировки от снабжения из Беларуси, и не нашли достаточно авиации и артиллерии, чтобы уничтожить их на трассе. 

В результате российской армии к исходу первой недели боев удалось продвинуться к трассе Киев—Житомир и развить наступление вдоль неё в сторону столицы Украины, подойдя на некоторых участках к городу на два-три километра. Общий фронт вдоль этой трассы составил 70 километров, хотя ВСУ в целом удалось удержать российские войска к северу от трассы и не допустить их продвижения на юг, с перспективой окружения Киева с запада. На четвертой неделе их даже удалось отодвинуть от городской черты примерно на 10 километров и вернуть большую часть Ирпеня под украинский контроль. 

Цели не достигнуты

В целом, российская военная кампания не достигла основных и очевидных целей. Она не смогла разрушить систему украинской армии и блокировать основные украинские части. Российской армии удалось частично подавить активность украинской авиации, в том числе беспилотной, а также фактически уничтожить украинский военно-морской флот. Однако и украинской стороне удалось нанести российской авиации огромный ущерб и резко ограничить поле её деятельности, а также к исходу месяца потопить и повредить несколько российских военных кораблей, в том числе такой крупный как большой десантный корабль «Саратов». Фактическое доминирование флота России в Черном море оказалось в значительной степени нивелированным и он не смог провести большинства запланированных атак и десантов.

В боях на суше российская армия продвинулась от границ Украины в глубь страны не более чем на 300 километров, но, что более существенно, лишь в четырех местах она реально контролирует более или менее значительные территории: Донбасс; юг Запорожской и Херсонская области; север Черниговской области; районы севернее и северо-западнее Киева. В остальных местах прорывы были осуществлены вдоль трасс, что позволяет украинским войскам наносить удары по тылам и флангам группировок.

В целом Украина сохранила контроль над примерно 85% территории, которая была у нее до начала войны, в том числе над всей огромной внутренней областью по обе стороны Днепра, и почти надо всеми днепровскими мостами. Она до сих пор имеет возможность осуществлять снабжение и перевозку войск из внутренних областей в Харьков и Краматорск (столицу донбасской группировки ВСУ).

Более того, примерно с 20 марта она начала отвоевывать пока небольшие куски своей территории – в основном отдельные села, которые, впрочем, могут обеспечить реализацию планов по наступлению. Например, 26 марта ВСУ был отбит город Тростянец Сумской области за который две недели шли тяжелые бои, а также село Лукьяновка в Киевской области – на фланге Бориспольской группировки армии России. В то же время российская армия перешла на многих участках к обороне. 

Проще говоря, Украина сохранила и территорию, и армию.

Украина потихоньку начала отбивать свои города, например Тростянец. 29 марта 2022 года
Украина потихоньку начала отбивать свои города, например Тростянец. 29 марта 2022 года
Фото: Scanpix / LETA

Потери

Удар «растопыренными пальцами»—колоннами в глубь Украины и неудачное десантирование в Гостомеле и в других местах привели к большим потерям в российской армии. В течение первой недели войны они, видимо, составляли заявленные украинской стороной 1000 человек в день. На трассе под Киевом была разгромлена прорывающаяся в город сводная колонна Росгвардии Кемеровской области. На трассе под Харьковом — части первой танковой армии и отряд Владимирского СОБРа (позднее во Владимире похоронили сразу четырех подполковников из этого отряда). 

В последующие дни, по мере того как российская армия стала менять тактику, отказываясь от активного движения в колоннах или учась их лучше защищать, потери снизились: судя по украинским данным — примерно в два раза на второй неделе и в три раза — на третьей, однако продолжали оставаться невероятно высокими для любой возможной «спецоперации». От засад украинцы перешли к уничтожению стоящих колонн и прячущейся в лесных (но пока без листвы) массивах техники и штабов артиллерией и ракетами. Символом этой тактики стал аэропорт Чернобаевка, по которому было нанесено 11 мощных ударов. 

Всего, по украинским данным, погибло более 17 тысяч российских военных. Российская сторона пока признала смерть лишь 1351 военного. 

Цифры по погибшим украинским военным выглядят зеркально: по российским данным — более 16 тысяч, по украинским — около 1300 (правда, это на 12 марта, с тех пор цифра, очевидно, выросла). 

Отношение к населению

Политическое руководство России подавало войну как «освобождение народа Украины» от власти «нацистов», якобы устроивших государственный переворот в 2014 году и с тех пор осуществлявших «диктатуру». Правительство Украины характеризовалось ими как состоящее из «наркоманов и нацистов». Поэтому первоначальной стратегией российской армии было демонстрация дружелюбия к населению Украины, мягкое игнорирование гражданских протестов против вторжения и раздача гуманитарной помощи.

Однако российские войска сразу столкнулись с серьезными вызовами — гражданское население блокировало трассы, устраивало массовые протесты и начало вести партизанскую войну, благо власти раздали автоматическое оружие силам территориальной обороны (а в Киеве и некоторых других городах — и всем желающим мужчинам).

Убедившись, что украинское население настроено к ним враждебно, российские военные перешли от тактики умиротворения и раздачи гуманитарной помощи к использованию светошумовых гранат (на фото) и обычного стрелкового оружия. Херсон, 21 марта 2022 года
Убедившись, что украинское население настроено к ним враждебно, российские военные перешли от тактики умиротворения и раздачи гуманитарной помощи к использованию светошумовых гранат (на фото) и обычного стрелкового оружия. Херсон, 21 марта 2022 года
Фото: Scanpix / LETA

Российская армия после первой недели стала применять оружие, чтобы отпугивать украинцев от своих позиций в городах и от передвигающейся техники. На третьей-четвертой неделе митинги протеста стали разгонять с помощью стрельбы (например, вот и вот). Активистов, которые пытались атаковать российских военных, расстреливали. Например, известен случай в Херсоне, где не менее дюжины человек было расстреляно ночью в городском парке из крупнокалиберных пулеметов при попытке забросать бронетехнику бутылками с зажигательной смесью. Силы спецназа ФСБ после взятия городов под контроль начали проводить акции по разоружению и аресты членов территориальной обороны. На практике в боевой обстановке реакция военных была непредсказуема. Моя знакомая, которая провела две недели в Буче, оккупированной российскими войсками, написала, что жестокостью и грабежами отличались все российские части.

При этом российская армия изначально, с первых дней войны, не видела проблем в том, чтобы обстреливать города из оружия крупного калибра и бомбить их. То есть изначально вроде бы использовались «умные» снаряды, которые должны были бить по избранным военным целям. Однако почти сразу после начала войны этими целями стали не только военные части, но и административные гражданские здания, которые украинская сторона предположительно использовала под штабы (например, областные администрации в Харькове и Николаеве), склады топлива, оборонные предприятия, а потом бомбежкам и обстрелам стали подвергаться все цели, которые были сочтены военными, включая детские учреждения, больницы, жилые многоэтажные дома. Последние сообщения из блокированного Мариуполя говорят о не менее чем 5000 жертв. Это подтверждают многочисленные фотографии трупов и свежих могил во дворах и на улицах города. 

Обстрелы и бомбардировки гражданских объектов российская армия начала  почти сразу, но их интенсивность нарастала постепенно. В итоге некоторые города разрушены полностью. Мариуполь, 25 марта 2022 года
Обстрелы и бомбардировки гражданских объектов российская армия начала почти сразу, но их интенсивность нарастала постепенно. В итоге некоторые города разрушены полностью. Мариуполь, 25 марта 2022 года
Фото: Scanpix / LETA

Помимо Мариуполя, многочисленные жертвы среди гражданских есть в Харькове, Чернигове и Ахтырке, которые находятся под постоянными обстрелами и бомбежками уже месяц. Две недели бои продолжаются в Изюме, который тоже в значительной степени разрушен. На второй-третьей неделе боев была полностью разрушена Волноваха. Полностью разрушены упоминавшиеся выше Буча и Гостомель, серьезные разрушения в Ирпене — там обстреляли эвакуирующихся людей.

Есть примеры мародерства, особенно в районах северо-западнее Киева. Находящиеся там дома и квартиры принадлежат в основном обеспеченным людям. Они стали объектом систематического грабежа, что стало известно и по перехваченным переговорам оккупантов, и по многочисленным свидетельствам очевидцев. 

Итоги

Действия российской и украинской армий еще предстоит оценить. Укажем здесь на две очевидные ошибки, которые были допущены российским военно-политическим руководством. 

Первая — недооценка возможностей украинской армии: более чем за месяц агрессору не удалось не только сломить ее сопротивление, но даже добиться однозначных успехов ни на одном направлении. Исключением можно было бы назвать юго-восточное, где оккупантам удался быстрый захват азовского побережья, благодаря чему был создан сухопутный коридор в Крым. Но Мариуполь не взят до сих пор.

Вторая ошибка — кардинально неверная оценка украинского народа. Вместо того чтобы прислушаться к призывам Владимира Путина и скинуть власть «нацистов и наркоманов», он в массовом порядке записывался в территориальную оборону, а потом выстроился в очереди в военкоматы. Можно уверенно говорить, что подавляющее большинство населения на территории, подконтрольной Украине, поддерживает политику своего правительства в этой войне.

Украина сделала то, чего почти никто от неё не ожидал: в тяжелых боях не только выстояла против России, но имеет шансы победить или достичь мира на выгодных для себя условиях.